Написать письмо   На главную страницу   Поиск по сайту    en  
Реклама
Реклама
Реклама
 
Реклама
Реклама
 
Реклама
Реклама
Реклама

17.11.2016 К итогам Чемпионата и Первенства мира-2016

Завершившийся Чемпионат и Первенство мира по рафтингу  в Аравийской пустыне на территории Объединенных арабских эмиратов стал удачным завершением сезона 2016.  «Золотой дождь» из медалей разного достоинства пролился на нашу Сборную.  

Осанну поем нашим тренерам: Свиридову Александру, Кожанову Юрию и Кожановой Екатерине, Широкову Алексею и Вожакову Сергею, которые проторили дорожку к подиуму  нашим спортсменам.  

Но обо всем по порядку.

 

Спринты.

В первый день соревнований разыгрывались медали в спринтерских дисциплинах – в Спринте и параллельном спринте.  Кстати сказать, Параллельный спринт все чаще стал прозываться «Хедом».  Так проще различать 2 дисциплины.

«Хед» - это калька английского названия дисциплины «Head to Head”.  Кстати, сами англоговорящие  графически сокращают название  дисциплины до 3 знаков  - ”H2H”.

 

Спринт, несмотря на то, что он не приносит много очков экипажам, важная дисциплина в многоборье.  Важна она психологически – для задания тонуса в многоборье и для формирования задела на следующую дисциплину – параллельный спринт.  Тренерский замысел заключается либо в том, чтобы получить медаль, либо  в том, чтобы беспрепятственно выйти во второй круг параллельного спринта, дающий право выбора стартовой позиции.  Также очень важен  расклад в «Хеде» - неплохо, для разминки,  заполучить в первом круге «несильный» экипаж.  Некоторые тренеры даже пытаются подгадать выход на конкретную команду, что сложно, но порой им удается насиморонить выгодную партию…

 

Открывали соревнования ЧМ и ПМ-2016 Юниоры до 19. Наши девочки сразу взяли высокую ноту, сходу выиграв первую золотую медаль Первенства мира - 2016.

А вот наши мальчики этой возрастной группы не были столь удачливы - в пылу заезда потеряли одного гребца-близнеца (в экипаже два брата-близнеца - Мельниковы Саша и Паша).  Но его так быстро подняли на борт, что разрыв  на финише с лидерами гонки оказался ничтожен и наш экипаж стал 4-м (с неплохими перспективами в параллельном спринте).

 

В параллельных спринтах для 19-летних обоего пола все шло, как по писанному, т.е., в соответствии со сценарием тренеров – перемещаясь из одного круга в другой. Так продолжалось вплоть до последнего заезда, где   и определялись Чемпионы Первенства мира - 2016 в параллельном спринте.  И тут случилось неожиданное – девочки проиграли старт, что, по статистике, означало поражение. Дальше по дистанции разрыв должен был только увеличиваться - «догонялки» и обгон в узком слаломном канале практически исключены. Поэтому выигрыш старта – почти всегда определяющий момент в «Хедах». И тут наши девочки совершили невозможное - они реализовали тренерскую заготовку «на всякий случай». Единственным местом, где, в теории, можно обойти соперников, была бочка  за «большим сливом» (так обозначили это место дистанции тренеры). Нужно было ювелирно обработать это препятствие - пройти его по внешней струе, которая обеспечивала разгон и возможный размен.   Ошибись они в траектории – посидели бы и поседели бы бочке... Риск оправдал себя – девочки на зубах выиграли эту, уже почти проигранную, гонку.

 

Финальный заезд за золото в параллельном спринте младшие юниоры  выиграли у бразильцев.

Все происходило по классической схеме – рывок со старта и контроль возможности обгона соперником. Так что, триумф наших девочек бразильцам не удалось повторить. Да они о нем и не помышляли.

 

Итак, наши младшие юниоры завершили Спринтерский день  золотым дублем в Параллельном спринте.

 

Юниоры до 23 лет «побродили» вдоль подиума. И в спринте, и в «хедах» они  не поднялись выше 4-го места. В «Хедах» экипаж Вожакова С дошел до финала «Б».  Бронзовая медаль в параллельном спринте была более чем осязаема – к тому же у экипажа было право выбора стартовой позиции, но не случилось…. Проигранный старт бразильцам перечеркнул честолюбивые надежды тренера.

 

Наши Открытые  экипажи (и мужчина, и женщины)  не были  удачливы в этих  дисциплинах ЧМ-2016. Однако, они, как и Юниоры до 19 лет, поработали дублями…  женщины и мужчины  совершили  дубль в спринте – 6-е место,  а в «хедах» обоюдно улучшили свой результат на одну позицию -  5е итоговое место. В условиях сильной конкуренции в Открытой группе эти результаты – «премиальны». Они не отменяют перспективы заработать медаль в многоборье, а только обостряют накал борьбы в последующих дисциплинах.

 

Слалом.

Третьего ноября разыгрывались медали Первенства мира-2016 в слаломе среди юниоров до 19 и 23 лет. Дистанция была представлена на обозрение Питером Бейкером (руководителем спортивного департамента МФР) за полтора часа до старта соревнований.  На дистанции было установлено 14 ворот, из которых 5 обратных и 9 - прямого хода. Пара ворот – 9 и 13,  так называемые «изюминки»,  представляли  большую сложность для взятия. При этом обратные ворота, со счастливым номером 13 были установлены в ухватистой бочке и, впоследствии  были проигнорированы на дистанции всеми экипажами юниорок. Даже попытки захода на них не предпринималось, т.к. риск переворота в непосредственной близости от финиша удерживал экипажи от подобного спортивного подвига.  Полтинник, на который намеренно пошли все без исключения женские экипажи юниорок (в том числе и 23-летние) характеризует эту трассу, как не вполне некорректную. Все тренеры юниорских женских экипажей высказали претензию к необоснованно усложнению слаломной дистанции, которая оказалась непосильной даже для большинства юниоров. Вместо техничной  красивой дистанции постановщики нарисовали мускулистую силовую. Говорилось про то, что ее ставили «полиэтиленовые слаломисты», которые не очень понимают ходовые особенности тяжелых надувных лодок, их  антиманевренности, а также физической готовности юниоров управлять этим предметом на быстрой воде канала в Аль Айне.

 

Ничего удивительного, что по иронии судьбы, на подиум взошли экипажи юниорок, собравших наименьшее количество полтинников.

По итогам заездов в слаломе наши юниорки до 19 лет стали серебряными призерами, пропустив вперед экипаж из Великобритании.  Третьими завершили слаломный день в этой возрастной категории спортсменки из Италии. К слову сказать, итальянские и британские девушки серьезно подросли и демонстрируют намерение надолго задержаться в лидерах соревнований.

 

Среди юниоров до 19 только трем экипажам (российскому, немецкому  и словацкому) удалось взять злополучные  13 ворота, причем только подопечным А. Широкова удалось осуществить этот маневр уже в первой попытке. 

В нашем исполнении это выглядело так: после 12 ворот – траверс на  улов правого берега, разворот, выдох и – к цели. Курс на ближайшую левую вешку, заход в ворота, отлом, при этом борт лодки задирается так, что душа уходит в пятки… По счастью, обошлось. Под «улюлю» российских болельщиков наши мальчики проследовали в 14 ворота и далее к призывному  свистку финишера.

Вторая попытка, как и полагается, была скорректирована большинством экипажей, но только трем удалось разобраться с  воротами под номером 13.  К сожалению, во второй попытке соперники из Аугсбурга с блеском прошли дистанцию и смогли потеснить наших младших юниоров, которые с неохотой взошли на 2-у ступеньку пьедестала.  Даже отсуженные 5 секунд штрафа не позволии томичам  завоевать золото в слаломе. Немножко утешило разнообразие красивых медалей.

Немецкий экипаж из Аугсбурга дебютирует на этом чемпионате. Тренером молодых рафтсменов является Питер Микелер, сам прославленный спортсмен, к тому же - из не менее прославленной «слаломной семьи». Запуск на орбиту нового немецкого экипажа означает возвращение после большой паузы в рафтинг нового поколения амбициозных  спортсменов и немецкой спортивной школы, что не может не приветствоваться.

Бронзовую медаль в слаломе заработали словацкие спортсмены.

 

Итак, слаломные заезды в возрастной группе 19-летних в очередной раз завершился дублем  нашей Сборной,  на сей раз серебряным. 

Не оправдались наши надежды в отношении юниоров до 23. Не задалась  экипажу дистанция. Они не смогли подняться выше 6 места.

 

Соревнования  Чемпионата мира в слаломе в Открытой группе проводились 4 ноября. Дистанцию заметно усложнили. На ней было установлено 14 ворот, из них 6 – обратного хода. В очередной раз в адрес постановщика дистанции было пущено много разящих стрел, но отказать дистанции  в логичности  и  своеобразной красоте нельзя. Особо удалась связка 7-9 ворот на большом сливе. Экипажам предстояло правильно выбрать траекторию движения, ошибка в заходе  на 9 ворота  была чревата  в лучшем случае секундами «варки» в ухватистой бочке, в худшем - переворотом.  Досталось и 13-ым воротам.  Питер Бейкер проигнорировал критику в свой адрес и бойкот ворот юниорами. Более того, в отместку оппонентам, он еще больше усложнил их взятие, сместив  ворота в бочку. Чтобы разобраться  с воротами, нужно было зайти в них под острейшим углом и миновать отбойный вал, грозящий переворотом. Ни одна Открытая женская команда не совершила даже попытки взять эти ворота, и все дружно пошли на вынужденный полтинник.

 

В слаломе, уже по заведенному порядку, сначала выступали женские экипажи.

Трудно передать словами те чувства, которые испытали все наши болельщики, став свидетелем исторического прорыва ролссийской женской сборной в слаломе.  Впервые за всю историю рафтинга наша женская команда стала бронзовым призером Чемпионата мира в этой дисциплине!

Да, было предчувствие, и оно зрело…  Для Екатерины Кожановой, капитана и играющего тренера этого экипажа, трудный путь к этой спортивной  вершине  начался 10 лет назад.  Текущую  настройку  женского экипажа проводил  и Юрий Кожанов,  который работает с этим коллективом  уже более 5 лет.  Настройка сложная, в которую помимо реализации навыков спортивного мастерства,  входит и  психологический контроль. Это качество легче усваивается представителями сильного пола, чем девушками.  На Чемпионате мира экипаж Юрия Кожанова справился и со сложной дистанцией, и с волнением.  Подкрепили этот вполне ожидаемый успех натаска  и закалка в многочисленных международных стартах, в которых экипаж участвовал с 2012г.

Бронза ЧМ-2016 в слаломе - это заявка и  повод для подготовки нового штурма, который по силам нашим девушкам, вчерашним школьницам. Ну а амбиций ни тренерам, ни  членам команды не занимать.

Первое место в Чемпионате мира - 2016 среди женщин  у экипажа из Японии, второе место – у британских спортсменок.

 

Для мужских экипажей, претендующих на попадание в десятку сильнейших, обсуждение слаломной дистанции сводилось к тому, как брать 13-е Альтернативы не предлагалось. С разной степенью удачливости мужским экипажам приходилось атаковать эти ворота.  Особый накал достигла борьба в заключительные заезды второй попытки. Запоминающимся стал эпизод с чешской командой, которая шла к золоту в слаломе. В последней попытке, при заходе на 13, лодку снесло к  14 воротам. Касание ворот следующего порядкового номера, принесло чехам штрафной полтинник с довеском в пять очков за касание 14х ворот. Выразительными взглядами на корму, отчаянным шлепком весла по воде и ленивым сливом к финишу закончился для чехов этот заезд. Все же, этому экипажу сильно пригодился результат первой попытки,  они стали серебряными призерами в слаломе. Бразильцы – первыми, а аргентинцы завершили подиумное пространство. Удивительно, что все призеры в слаломе не смогли улучшить свой результат во второй попытке.

Интересно складывалась гонка для нашего экипажа из Горно-Алтайска Экипаж ГАГУ(“ профессора белой воды»), решил пойти на эксперимент и в первой попытке осуществить взятие ворот c выходом через правую вешку. Теоретически это давало экономию времени на заходе, минуя улов. Предполагалось, что они сразу свалятся в «подворотную бочку» и совершат выход через левый борт. Достоинством этой схемы было и некоторое преимущество, которое возникало и для взятия следующих ворот под №14. Однако, осуществить этот план они не смогли, отбойный вал бочки вытолкнул рафт из створа ворот - пробить бочку таким оригинальным способом не удалось. Повторное пересечение створа означал полтинник.  Им и завершилась первая попытка. К слову сказать, никто из международных участников не попробовал разобраться этим способом с 13 воротами. А ведь план был не безнадежным…  

 Во второй попытке 13 ворота покорились горноалтайцам. Они не стали настаивать на правоте первоначального плана, однако  вся слаломная трасса была пройдена «грязновато» – с  5 пятачками на воротах (!), и наши ребята оказались за пределами подиума. Всего полтора штрафа (7 секунд), как полтора землекопа из известной задачки,  отделяли наших спортсменов от бронзовой медали в слаломе.  Жаль.

.

Длинная гонка.

Завершился спортивный день 3 ноября длинной гонкой младших юниоров и юниорок до 23.

Легкая коррекция женского экипажа, и он превращается по мановению палочки тренеров Кожановых  в «Юниорок до 19-лет».

Организация длинной гонки в условиях слаломного канала, говоря словами пролетарского вождя, задача архисложная.  Закольцевать естественный разрыв водного пространства можно было только сухопутной транспортировкой рафтов.  С самой нижней точки в озере нужно  было бегом доставить 50-ти кг рафт  по наклонной горке  на самую верхнюю точку  слаломного канала, к месту старта очередного круга.

Про забег на горку с рафтом вспоминаются две шутки – одна про умение бегать в мешках, а вторая про ноги, которые лишние в рафтинге (заменить бы их на присоски). Справедливость первой шутки – вне сомнения, а вот вторая… В Аль Айне ноги, неожиданно стали  средством достижения спортивного результата.

В итоге, выиграли гармонично развитые спортсмены – с руками, ногами… и мозгами.  Проторили дорожку к победе наши 19-летние девушки.

А выглядела эта дорожка следующим образом: с места старта, дававшегося с наплыва, нужно было преодолеть примерно метров 250-300 гладкой воды,  вырвать присосавшийся к поверхности рафт и бежать с ним в горку, примерно метров 150 к месту старта в канале, далее прохождение канала с выходом в озеро, преодолеть на этот раз двойное расстояние по гладкой воде, зачалиться, снова вырвать рафт из воды и снова бежать… Девушкам предстояло преодолеть пять полных кругов и совершить четыре пробежки.  Старт длинной гонке был дан в послеполуденное время, когда столбик термометра приближался к +40!

Наши 19-летние девушки с явным преимуществом выиграли эту гонку, оторвавшись от преследователей уже в первом круге. Свой победой в длинной гонке, они обеспечили и золотую медаль в многоборье, защитив свой чемпионский титул  в этой возрастной группе во 2-ой  раз!  

А для многих юниорских экипажей эта гонка завершилась сходом с дистанции. В ходе этих соревнований пяти девушкам из разных экипажей потребовалась медицинская помощь.

Поняв, что изнурительная затея с длинной гонкой может привести к нежелательным результатам,  рейс–директор уменьшил количество кругов в следующих заездах дня юниоров.  Им досталось 4 круга по воде и 3 пробежки посуху. Возможно, что это решение не оказалось на руку российским спортсменам до 19, привыкшим к изнурительным испытаниям в длинной гонке.

Впервые за все соревнования наши мальчики оказались без медалей.  Победу торжествовали немцы. Аргентинцы – вторые, бразильцы пришли к финишу третьими.

Наши девушки до 23- лет впервые приблизились к подиуму и заняли 4-место, как и наши 19-летние юниоры.

 

В заключительный день соревнований разыгрывались последние комплекты наград в длинной гонке среди: юниоров до 23, в Открытой группе и среди Ветеранов старше 40.

Заезды открыли юниоры. Наш экипаж жаждал реванша за неудавшиеся старты предыдущих дней. И реванш состоялся.  Удачно стартовали, на первом повороте за буем, отрезали бразильцев, которые держались на корме первые два круга, затем отстали. В последующем разрыв лишь нарастал и с третьего круга наши парни контролировали ситуацию полностью. В канале оставалось лишь выдерживать правильную траекторию движения. Тяжелая работа происходила только на гладкой воде и сухопутном отрезке гонки. Поэтому все последующие круги им доставались легче, чем первые. Преследователям, наоборот, пришлось сильно попотеть, чтобы улучшить свой результат. Спортсмены тренера Вожакова стали первыми в длинной гонке, а их близкие к подиуму места в других дисциплинах позволили им стать бронзовыми призерами в многоборье.

 

В длинной гонке в Открытой группе главное действие развернулось между бразильцами и российскими спортсменами.  Все предвещало развитие гонки по сценарию, предложенному нашими старшими юниорами. Однако, не удалось выиграть старт. Более того, в стартовавшей группе  из пяти лодок, наш рафт оказался последним и оставался  таковым томительные минуты до сухопутного отрезка гонки. Как произошел одномоментный размен с тремя экипажами, осталось загадкой для зрителя. Неожиданно для всех наш экипаж оказался на корме бразильцев, выигравших старт. Загадка, конечно, имеет ответ - эти парни умеют читать, различать даже оттенки гладкой воды.  Натерпелись бразильцы от экипажа тренера Свиридова А. в эту гонку - 6 кругов изнурительного преследования, без шанса на ошибку. Надо отдать им должное – сдюжили…

Попытка совершить обгон бразильцев состоялась на заключительном отрезке соревнования – в озере. Но обгон - более изнурительный маневр, чем его блокировка соперником. Она не оставила сил у наших спортсменов для того, чтобы использовать последний шанс и вырвать победу на сухопутном участке гонки.

Судьи не обнаружили в действиях бразильцев нарушения правил, и нашим спортсменам пришлось утешиться серебряной медалью в этой дисциплине.  На финише наши ребята посетовали на то, что они бы «грохнули» бразильцев, будь у них еще один круг…Но, все равно, подарок убедительный  и стране, и Республике, и университету, и имениннику дня - Андрею Зяблицкому, члену экипажа.

 

Чемпионат и Первенство мира-2016 оказался удачным практически для всех экипажей нашей Сборной. Без медалей остались Юниорки до 23 лет и наши ветераны.

Но всему есть объяснение - наши старшие юниорки впервые участвуют в Первенстве мира. Опыт придет.

Наши ветераны славны не столько своими спортивными успехами и волей к победе, которую они демонстрируют уже много лет, но, главным образом тем, что они своим примером создали и культивируют почву для развития ветеранского движения в мировом спорте. Их стараниями и количество участников соревнований среди ветеранов растет из года в год, и это отрадно.

 

В целом спортивный ландшафт не претерпел серьезных изменений с прошлых соревнований, но тенденции к изменению имеется.

К традиционным лидерам последних лет: Чехии, Бразилии, Японии, России, Великобритании, присоединились спортсмены из Аргентины, Индонезии.

Заметны усилия тренеров в подготовке команд Италии, Германии, Великобритании. И это касается не только отдельных экипажей разных возрастных групп, но и в целом национальных команд.

Уже не удивляет, что национальные сборные представлены не единичными экипажами. Чехия, Словакия, Япония, Великобритания выставили на ЧМ и ПМ-2016 от 5 и более экипажей, в разных возрастных группах.

И это говорит о нарастающей конкуренции в мировом рафтинге и популярности этого спорта.

 

Информацию подготовил Григорьев О.В.