Написать письмо   На главную страницу   Поиск по сайту    en  
Реклама
Реклама
Реклама
 
Реклама
Реклама
 
Реклама
Реклама
Реклама

19.06.2017 О прошедшем Чемпионате Европы -2017

О прошедшем Чемпионате Европы -2017

Чемпионат и Первенство Европы в классе судов R6 состоялись в Грузии на реке Мктвари    (в русской транскрипции - р.Кура) 24-28 мая 2017г. Эти спортивные мероприятия проводились в возрастных группах «Открытая», «Юниоры до 19», «Юниоры до 23», «Ветераны».

Федерация рафтинга России (ФРР) выставила на Чемпионат и Первенство экипажи во всех возрастных группах.  Не удивительно, что Сборная России была представлена самой большой спортивной делегацией – в ее составе находилось 14 экипажей, практически вся «действующая география»    российского рафтинга была представлена на соревнованиях в Грузии:

Открытая группа /Мужчины - 2 экипажа: Горно-Алтайск и Томск

Открытая группа/Женщины - 2 экипажа: Красноярск и Рязань

Юниоры до 23 - 2 экипажа: Горно-Алтайск и Красноярск

Юниорки до 23 – 1 экипаж: С. Петербург

Юниоры до 19 – 2 экипажа: Москва и Красноярск

Юниорки до 19 – 2 экипажа: Старый Оскол /Красноярск

Ветераны/ Мужчины – 3 экипажа: Красноярск/ Рязань – Мужчины, Рязань - Женщины

       К сожалению, в возрастной группе «Ветераны/Женщины», кроме рязанского, не зарегистрировалось ни одного экипажа. В этой ситуации, по Правилам МФР, экипажу предоставляется возможность выступать  среди мужчин. Наших женщин не смутила «смена пола», более того в многоборье они оказались на 7 строчке протокола – своеобразно «унизив»  мужские ветеранские экипажи из Латвии и Грузии, которые заняли 8 и 9 место соответственно в группе ветеранов.

        В Чемпионате и Первенстве Европы-2017 в Грузии участвовало только 44 экипажа из 11 стран Европы. Пожалуй, это самый низкий показатель посещаемости за последние 10 лет второго по значимости международного мероприятия сезона.  И этому есть объяснение – проведение соревнований ранга А и В требует  всё больших финансовых затрат со стороны Организатора, т.к. ему, помимо прямых инвестиций в спортивную часть мероприятия, вменяется в обязанность приобретение лодок-монотипов (это требование заявки и Правил соревнований МФР ранга А и В). Обременением для Организатора становится также большое количество возрастных групп, классов судов, которые серьезно осложняют логистику проведения соревнований. Есть и другие, не менее веские причины, которые выражаются в прогрессивном росте стоимости мероприятий и, соответственно, в увеличении затрат на подобные поездки со стороны экипажей. Поэтому, верстая годовые бюджеты своих экипажей, тренерам подчас приходится игнорировать континентальные соревнования и сосредоточиваться на поиске средств,  обеспечивающих выезды на Чемпионаты и Первенства мира.  Заявок на проведение главных соревнований (ранга А) как будто не убывает, но местом  их проведения в последнее время становятся удаленные и, как правило, дорогие страны. За последние пять лет это: Новая Зеландия, Бразилия, Индонезия, Арабские Эмираты, Япония (в этом году). А впереди – Аргентина (ЧМ и ПМ-2018) и Австралия (ЧМ и ПМ-2019). Для большинства европейских стран, которые составляют элиту мирового рафтинга и определяет посещаемость соревнований ранга А, такое положение вещей финансово изнурительно. Тренеры намеренно стали пропускать старты в Европе. Да и количество заявок в МФР на проведение этих соревнований значительно снизилась. Приходится констатировать,  факт кризиса в посещаемости соревнований ранга В. 

Тем не менее, несмотря на отсутствие массовости на ЧЕ-2017, но в присутствии основных игроков, выступления российской спортсменов на ЧЕ и ПЕ-2017 показали высокую степень готовности Сборной  к предстоящим стартам на Чемпионате мира в Японии.

        Александр Свиридов – тренер экипажей Горно-Алтайского государственного университета (ГАГУ), отлично подготовил к выступлениям в Грузии своих подопечных – экипажи  «Мужчин/Открытая группа» и «Юниоров до 23». Их результат - золотой чемпионский  дубль в многоборье. Практически это  рекордный результат – 1988 очков из 2000 возможных!  Только второе место мужского экипажа в Спринте и потеря  в этой дисциплине 12 очков, не позволило алтайским спортсменам  стать абсолютными триумфаторами  соревнований в Грузии.

Мужской экипаж ГАГУ на ЧЕ-2017 не только обыграл своих основных и именитых соперников – чехов, но и, будучи вторым экипажем по рейтингу- 2016 среди российских команд, смог технически и тактически обойти экипаж А. Широкова из Томска.

Этот и другие результаты вторых экипажей подтверждает правильность решения ФРР о введении многоступенчатой  системы отбора Сборной России на ЧМ. Проведение заключительного этапа в рамках главных стартов сезона (ЧР/ПР или ЧЕ/ПЕ), позволяет тренеру скорректировать ошибки предыдущего сезона и вывести свой экипаж к ЧМ/ПМ на пик спортивной формы. Описанная ситуация, конечно,  не идеальна, но практически безальтернативна.

Стоит отметить - мужской экипаж ГАГУ,  вот уже более 10 лет (при незначительных вариациях своего состава) показывает убедительные результаты на  европейских и мировых чемпионатах. В их послужном списке более 20 медалей различного достоинства в этих международных соревнованиях. Своим постоянным составом, успешным долгожительством, а главное достижениями  с ними может сравниться (если попытаться это сделать) словацкий  экипаж «Мистраль».

В прошедшем Чемпионате только в «злополучном» спринте наши спортсмены оказались на второй позиции, во всех остальных дисциплинах им не было равных. А в  слаломе  экипаж ГАГУ привез  первой чешской команде почти 10 секунд! Все главные европейские соперники (кроме Германии и Словении) присутствовали на ЧЕ в Грузии, поэтому этот экипаж на сегодняшний день – сильнейший в Европе.  

Соперниками же этого экипажа на Чемпионате мира в Японии станут помимо традиционных европейских экипажей, спортсмены из Бразилии,  Аргентины, Новой Зеландии и Японии.

      Сильнейшим в Европе также можно назвать и экипаж тренера А. Свиридова, выступавший на Первенстве Европы в Грузии в возрастной группе «Юниоры до 23».  К сожалению, на этом Первенстве не появился возможный конкурент юниоров ГАГУ  немецкий экипаж, тренером которого выступает Питер Микелер (сам он в прошлом Чемпион мира по рафтингу, неоднократный призер международных соревнований, а по совместительству и Вице-президент МФР). Возможно, неявка немцев связана с уже опоминавшимися  финансовыми затруднениями (или  этот экипаж перешел в другую возрастную группу?) Как бы там не было, российский экипаж 23-летних (будучи также вторым экипажем по рейтингу 2016г), доказал свое безусловное преимущество и на соревнованиях ЧР-2017, и на ЧЕ в Грузии. 1000 очков из 1000 возможных в многоборье – результат, повторюсь, практически мифологический!

Важно и то, что Александр Свиридов, создав сильный экипаж юниоров, тем самым обеспечил  тылы и всей Команды ГАГУ на перспективу. В команде не заметно конкуренции, здесь главенствует дух наставничества и товарищеского отношения друг к другу. И речь не о  неизбежности замены тренером возрастных спортсменов, а о плавном перетекании более молодых спортсменов во взрослый, основной состав.   Такой подход – и есть залог долголетия команды в целом.

      Сильно разочаровал экипаж из Томска (тренер А. Широков), выступавший первым номером в Открытой группе/ Мужчины. Что-то перемудрил тренер – в очередной раз в длинной гонке экипаж даже не зацепился за призовое место и, поэтому,  потерял большое количество очков. А этот экипаж, с младых ногтей (с 2008г.), воспитывался исключительно в духе побед.  Так  повелось – пока они ходили в юниорах все возможные награды Первенств России, Европы и Мира ими были завоеваны. Но  в Грузии (и немного раньше на ЧР-2017) произошла осечка – экипаж подразвалился. То ли мальчики выросли и появились новые, кроме занятий спортом, ориентиры в жизни? Как бы там не было, возникли «дыры» в экипаже.  Пришлось Алексею Широкову на Чемпионате Европы-2017 штопать по живому – себя превратить в гребца, произвести еще одну, дополнительную, замену.  Возможно, эти изменения были и правильными, но не для  случая, когда решался «чемпионский» вопрос и судьба путевки на ЧМ-2017. Первому по рейтингу 2016 мужскому экипажу пришлось  утешиться  бронзовой медалью в многоборье (+золотом и бронзой в спринтах и слаломе), а в страну восходящего солнца поедет экипаж из Горно-Алтайска.

Нет сомнений, что тренер считает результат своей команды на ЧЕ-2017 проигрышем, но сила Алексея в том, что он учится, т.е. исправляет допущенные ошибки. Действительно, последние два года чувствовалась в нем некая усталость от постоянных побед,   и требовался легкий провальчик, чтобы вывести его из возникшего «оцепенения».   Он не заставил себя ждать. Уверен, что эта неудача  - лишь дополнительная мотивация для Алексея Широкова, способного подготовить экипаж Чемпионов Европы и Мира в Открытой группе.  А вот был бы успех на ЧЕ-2017, то все амбициозные задачи тренера, составляющие основу для движения в спорте, были бы решены. И может быть мы остались без продолжения…

        Безусловными триумфаторами ЧЕ-2017 стали тренеры Красноярской Команды (из 5! экипажей) - Екатерина  и Юрий Кожановы. Похоже, у них появилась новая цель -  ставить на поток производство элитных спортсменов  и в разных возрастных группах и разрядах. До прошлого года Кожановы числились специалистами по производству Отличниц рафтинга. И  это у них здорово получалось. Теперь же появились и мальчики… Пока их успехи невелики, но дайте время…

О времени: Пять лет прошло с момента презентации экипажа девочек  в Чехии на  ЧЕ-2012. И вот теперь они не аутсайдеры, а фавориты соревнований.  На этом Первенстве экипаж «Юниорки до 23», выступавший номером один в российской сборной в своей группе далеко оставил  ближайших соперниц чешский экипаж. Они, как и Юниоры до 23 из Горно-Алтайска заработали свои 1000 очков из 1000 возможных! повторив их рекорд. В слаломе и в длинной гонке (основных дисциплинах формата) они привезли чешкам по 20 секунд. Особенно поразителен  успех девочек  в слаломе и, напротив, незачет чешским спортсменкам, постоянным лидерам слалома.  Наблюдая за взятием нашими девушками 12 ворот,  член Жюри соревнований Джозеф Китка (Словакия) сказал: «Ну, это – эталон!» Порадовался сам (красоте в спорте нельзя не радоваться) и порадовал нас своей оценкой профессионала.

Кстати, слаломная дистанция, которую поставил итальянский специалист, при  всей ее кажущейся простоте, продемонстрировала изящество движения наших девушек по воротам – они будто перепархивали с одного цветка на другой…  Кстати, эта дистанция разительно отличалась от изнурительной (силовой) трассы, установленной на ЧМ-2016 в Аль Айне. Какой-то скрежет зубовный, а не дистанция…

       Дальше происходило следующее - незначительное изменение состава экипажа, его усиление и он перемещается для участия в соревнованиях женщин -  Открытая группа. Всё шло по нотам – лидерство во всех дисциплинах, но допущен сбой в Слаломе. Первую попытку девушки прошли с лучшим результатом, а во второй – умудрились схватить штрафы на 3-х воротах (каждого из которых было бы легко избежать). Возможно, эта невнимательность была связана с усталостью – ведь практически тот же  экипаж (что допускается действующими Правилами МФР) шел по дистанции в четвертый раз!

Этим воспользовались девушки из Британии - они серьезно улучшили свою первую попытку –  прошли дистанцию в отличном темпе и без ошибок и обошли российский экипаж. И  даже, если бы наши, прошли бы дистанцию Слалома и без штрафных очков – им было бы невозможно достать англичанок, у которых во второй попытке образовался резерв в целых 10 секунд!  Скорость и внимание – ошибка на дистанции.

 А на следующий день наши женщины с серьезным отрывом выиграли длинную гонку у всех, и у своих обидчиц британок, с которыми они что-то часто стали встречаться на международных соревнованиях. Эти встречи  в  длинных гонках  часто приобретают характер сшибок. Обиженными, как правило, считают себя англичанки и пишут протесты на действия сибирячек. Слава богу, пока протесты не удовлетворялись – наши действовали в рамках дозволенного.

Основными соперницами нашему женскому экипажу  на ЧМ-2017 станут, хозяйки чемпионата - японки, британские и чешские женщины и, возможно, голландские спортсменки.   

        Младшее поколение «Катиных питомцев» - экипажи «Юниоров до 19» и «Юниорок до 19» прошло успешную обкатку на этом Первенстве. В этом была задача тренеров. Мальчики смогли  даже отличиться золотой медалью в длинной гонке.  Девушки же неплохо выступили в спринтерских дисциплинах и длинной гонке – бронза Первенства Европы-2017. Прогнозировать дальнейшее развитие этих экипажей и сложно и, одновременно,  легко. Зная  упорство, мастерство тренерской бригады можно не сомневаться в  том, что в недалеком будущем эти спортсмены  покажут себя с самой лучшей стороны.

          В едином красноярском строю оказался и мужской экипаж Ветеранов. Понятно, что их дело – тряхнуть стариной (т.е. мастерством), что они и успешно продемонстрировали на ЧЕ-2017. Кстати, в этом экипаже был и первый российский Чемпион мира по рафтингу (ЧМ-2000, Чили) - Сергей Петров. Нашим, убеленным сединами, ветеранам трудно противостоять в прошлом профессиональным чешским спортсменам, большинство которых слегка за 40 - возрастная разница большая. Но интрига выступления экипажа из Красноярска состояла в единоборстве с экипажем из Рязани. Кто выиграет?  В ходе Чемпионата- 2017 они попеременно менялись 3 и 4 местом. Довели себя до изнурения на заключительной длинной гонке и… получили равенство очков. По Правилам МФР в многоборье, при равенстве очков, предпочтение отдается экипажу, имеющему лучший результат в слаломе.  В слаломе же бронзу завоевали красноярцы. Таким образом, экипаж ветеранов из Красноярска завоевал бронзовую медаль Чемпионата Европы-2017 в многоборье.

            Удачным можно назвать дебют экипажа «Штурм» из возрастной группы «Юниорки до 19»  - Старый Оскол. Их  тренер  - Вера Малахова, ведет девочек с 2014г. Средний возраст экипажа 17 лет.  Удивительно, что в Белгородской области, где нет горных рек и искусственных слаломных каналов, подрастает поколение мастеров бурной воды. А ведь   основное место их тренировок – тренажерный зал, бассейн 1.5х2.5 м (можно себе представить эту ванну бассейном? но так ее  величает тренер) и р. Осколец. Девочки очень мотивированы на победу. Они выиграли Первенство России в 2016 и отобрались на ЧЕ-2017. Выиграв Первенство Европы, они выиграли и путевку на Первенство мира-2017. Их успехи поразительны и похвальны: на недавно завершившимся ЧР-2017, они прошли вторым номером в Сборную России по рафтингу в возрастных группах «Юниорки до 23» и «Открытая/Женщины». А впереди еще Первенство и отбор в Сборную среди 19-летних.  Но есть и родимые пятна: этот экипаж легко  выиграл Первенство Европы-2017 в дисциплинах «Спринт», «Параллельный спринт» и «Длинной гонке». И показал, что с физической стороной и  силовой  подготовкой у девушек все обстоит великолепно, т.е. все «соревнования по прямой» они выигрывают легко. Сомнение же вызывает слаломная подготовка. Разница в минуту между чемпионским результатом их итальянских соперниц говорит о необходимости уделить больше внимания хождению по воротам.  На Первенстве  мира им непременно будут противостоять экипажи с сильной слаломной подготовкой.  Побед на «прямых» дистанциях ПЕ-2017 оказалось достаточно для завоевания чемпионского титула – этим пока утешились.

        Достойно выступил  на ЧЕ-2017  Открытый женский экипаж из Рязани. Он выступал Вторым номером в своей группе в составе Сборной России, а  в Многоборье стал бронзовым, пропустив вперед «злющих» англичанок, и не допустив к подиуму чешских женский экипаж, который неудачно выступал в спринтерских дисциплинах. Духовным наставником экипажа  выступил Владимир Якунин, а тренерами Константин Рождественский  и Алексей Якунин.   Накануне стартов в Грузии, Алексей даже прислал  по телефону подробное описание действий каждого члена экипажа на воде, под водой, на суше,  а также особенности подачи протеста и, даже    поведения при  атаках русофобов и т.д.  Меморандум был зачитан, с одобрением воспринят и, впоследствии, исполнен буквально всеми членами экипажа.

        Юниоры до 19 из Москвы из прославленного клуба «Азимут» имели все шансы стать Чемпионами Первенства в своей возрастной группе. Они шли ноздря в ноздрю со своими основными соперниками  спортсменами из Турции до последнего этапа соревнований  - Длинной гонки.  Что отрадно - они выиграли слалом! Но  в последней дисциплине, длинной гонке, произошло  непредвиденное (правда, вполне ожидаемое) – турецкий спортсмен  веслом ударил в лицо нашего спортсмена.  Наши тормознули, тем временем вперед прошли следующие две лодки. Травма не позволила продолжить движение нашему экипажу в необходимом темпе, и они  проиграли гонку, которая по всему должна была стать для них звездной. Протест не приняли, т.к. все происходило на участке реки, где не производилась видео регистрации, а своим видеоматериалом экипаж не располагал.   Гематома на лице также не стала предметом разбирательства. Так что не пришлось нашим спортсменам и их тренеру Екатерине Теслюченко выйти на подиум победителей Длинной гонки, и они должны были довольствоваться серебряной медалью в многоборье.  Но все же главный результат достигнут – этот экипаж будет представлять страну на Первенстве мира в стране восходящего солнца.

Пока трудно предсказать, кто, кроме турецкого экипажа, составит конкуренцию нашим парням – здесь могут быть неожиданности, т.к. на эти соревнования, которые в этом классе судов проводятся раз в два года, приезжают экипажи вне международного рейтинга. Никто, кроме Европы, не проводит континентальных Первенств, и отбор на других континентах на Первенство мира проводится лишь  на национальном уровне. Результаты  этих отборов становятся известны только в момент регистрации Первенство мира. Ну, а у наших юных спортсменов  есть заработанная репутация в виде рейтинга одного из лучших экипажей Европы!

        Бронзовыми призерами Первенства Европы в возрастной группе «Юниорки до 23 лет» стали подопечные тренера Маргариты Ананьевой (С.Петербург) – экипаж «Балтийский берег».  К сожалению, в отсутствие других соперниц, им не удалось продемонстрировать все свои возможности. Это растущий экипаж и у них еще появится такая возможность.

        Сам Чемпионат и Первенство Европы были проведены на высоком организационно-эмоциональном уровне.  Гостеприимство и доброжелательность - без конца и без края. Этими свойствами национального характера решались возникающие проблемы. Главный итог поездки – всем понравились соревнования в Грузии, и никто из участников ЧЕ И ПЕ-2017 не остался равнодушным к красотам Грузии и достоинствам  людей, ее населяющих!

 

Информацию подготовил  Григорьев О.В.